Промышленная медицина
Лечение за рубежом
watch this video. Приобретайте товар парфюмерия оптом со склада Kramer Allrad немецкого производства здесь.
Консультации по вопросам
промышленной медицины
Охрана труда — главная // Вакцинация // Проблемы массового внедрения вакцинации против гриппа // Грипп — практические советы работодателю

 

Вакцинация против гриппа

К вопросу о роли профилактики гриппа в трудовых коллективах

Вопрос «прививать или не прививать коллектив на предприятии?» у грамотного работодателя уже не возникает, поскольку ответ однозначен: ПРИВИВАТЬ

Все исследования показывают не только высокую имунногенность, а значит и уровень защиты, современных вакцин против гриппа, но и ощутимую экономическую эффективность вакцинации для предприятий.

Когда речь заходит об экономической эффективности вакцинации против гриппа, руководители предприятий ассоциируют свои затраты, связанные с инфекцией, исключительно с оплатой больничного листа, и иногда с прямыми затратами на лечение ряда работников. Многие российские предприятия не компенсируют оплату больничного до размеров оклада из собственного бюджета. Кроме того предприятия, практикующие добровольное медицинское страхование, перекладывают затраты на лечение гриппа на плечи страховых компаний.

При этом многие не учитывают хоть и не столь очевидные, но гораздо более существенные экономические затраты, которые составляют производственные потери. При этом именно они составляют около от 68 до 77% от совокупных затрат предприятия, связанных с заболеваемостью гриппом.

Считается, что работоспособность при выходе на работу во время болезни снижается в среднем на 60%. Кроме того, по возвращении на работу после закрытия больничного работоспособность снижена в 1-ый день на 60% у 85% работников. Все эти цифры стандартно учитываются при расчетах экономического эффекта.

С учетом только прямых затрат, экономический эффект от вакцинопрофилактики гриппа весьма убедителен. Так, в одном из наиболее качественно проведенных отечественных исследований на коллективе из 9000 человек, где 5510 работников были привиты вакциной Инфлювак (Солвей-Фарма), коэффициент эффективности вакцинации составил 78,5%. При этом экономические затраты на одного непривотого больного оказались на 18% выше по сравнению с привитыми больными, что связано с более тяжелой формой заболевания и более частой (в 3 раза) регистрацией осложнений в группе непривитых. Если переложить эти цифры в более понятные показатели рентабельности, то получается, что при 10% уровне заболеваемости в коллективе, где привились 61,1%работников, работодатель экономит 3 рубля на каждый вложенный в вакцинацию рубль.

Помимо легко рассчитываемых прямых убытков, существуют и косвенные, трудно учитываемые, но совершенно реальные

Работодателю здесь важно понимать суть проблемы.

Известно, что грипп нередко дает осложнения, как прямые в виде присоединения бактериальной инфекции с развитием бронхитов и пневмонии или острых неврологических заболеваний, так и отсроченных, среди которых и сердечно-сосудистые расстройства.

Заболевая, работник становится источником инфекции в коллективе, при этом совершенно четко доказано что в коллективах, где привита существенная часть работников, меньше болеют и те, кто не привился. Так, то же исследование в Оренбургской области продемонстрировало, что при создании иммунной прослойки около 60% среди работников привитых гриппом заболели 0,4 %, из непривитых заразились 2%, тогда в целом по области в тот год заболеваемость достигла 5%.

Проблема не ограничевается только рабочим коллективом, поскольку больной работник несет инфекцию и в семью. В период, когда разворачивается эпидемия гриппа, резко возрастает количество больничных по уходу за ребенком, а также подача заявлений на материальную помощь в связи с заболеваниями всех членов семьи.

Грипп представляет немалую опасность и для беременных сотрудниц, причем наиболее тяжелые последствия наблюдаются на ранних сроках беременности, до 12 недель, когда сотрудница еще продолжает активно трудиться. При этом необходимо учитывать, что вакцинировать против гриппа можно только, начиная со 2-ого триместра. Поэтому привитой коллектив является лучшей защитой для беременных сотрудниц.

А теперь несколько практических советов работодателю:

 

  1. Тендер на закупку вакцины против гриппа следует проводить как можно раньше, желательно в мае. В этом году, когда произошла смена всех 3-ех штаммов вирусов гриппа, большинство производителей наработали вакцину с некоторым запозданием, а когда она наконец появилась на рынке, возник ажиотаж, который сопровождался резким ростом цен. Те предприятия, которые авансировали выбранного в тендере поставщика в начале лета, получили вакцину по минимальной цене в конце августа-начале сентября.
  2. Ранняя поставка вакцины целесообразна еще и тем, что поздняя вакцинопрофилактика в октябре, и тем более ноябре, значительно менее эффективна, т.к. на выработку вакцинального иммунитета необходимо не менее 2 недель. В 2008 г. заболеваемость гриппом стала нарастать уже с конца сентября, наслаиваясь на привитых, но все еще не иммунных работников. Это приводило к тому, что заболевший работник ошибочно связывал свое заболевание с полученной вакциной, что дискредитировало всю кампанию иммунопрофилактики, несмотря ни на какие разъяснения.
  3. В выборе вакцины надо учитывать следующие научные данные:

 

- Все зарегистрированные в РФ вакцины против гриппа обладают равной иммуногенностью. Используете ли вы цельновирионную Флюорикс, субъединичную Агриппал или сплит-вакцину Ваксигрипп, — вы получаете примерно одинаковый эффект (80-90%) при условии, что прививка выполнена правильно. Поэтому цена и качество противогриппозной вакцины не всегда коррелируют.

- Особенную осторожность вызывает у меня отечественная вакцина Гриппол. Являясь субъединичной, она все же не так хорошо очищена от нежелательных примесей, как многие зарубежные аналоги. Так, при массовой вакцинации детей осенью 2006г были зарегистрированы немедленные реакции после введения Гриппола — в виде проявлений крапивницы, отека Квинке и анафилактических реакций, потребовавших госпитализаций отдельных детей. Данные по Татарстану позволяют оценить частоту таких реакций как 1 на 13000, что намного превышает аналогичные показатели для зарубежных вакцин. В связи с этим принято решение, что со следующего года отечественная вакцина Гриппол будет нарабатываться за рубежом.

Опасения, связанные с Грипполом этим не ограничиваются. Низкая себестоимость вакцины достигается тем, что производитель экономит на дозировке активного антигена, который выращивается на куриных эмбрионах. Вакцина Гриппол является единственной вакциной из зарегистрированных в РФ, где вместо 15 мкг каждого из штаммов содержится всего по 5 мкг антигенов. Чтобы достичь желаемого иммунного ответа, производитель добавляет в вакцину полиоксидоний. Полиоксидоний является иммуномодулятором, призванным «подстегнуть иммунитет» и заставить организм выработать достаточное количество притивогриппозных антител. Однако мало кто говорит, что этот иммуномодулятор активизирует выработку и всех прочих антител, включая к собственным тканям, что может привести к провоцированию аутоиммунных заболеваний, особенно у детей с их незрелым иммунитетом. Такие нежелательные эффекты могут быть отсроченными и мало кто сумеет связать их с вакциной.

Зарубежные же вакцины против гриппа никаких иммуномодуляторов не содержат. Не содержат они и мертиолят — консервант, используемый в Грипполе. А наиболее хорошо очищенные вакцины (Инфлювак и и Инфлексал V не содержат вообще никаких консервантов и антибиотиков).

4) Не малую роль играет и форма выпуска вакцины.

Наиболее удобным в использовании по моему опыту является вакцина Инфлювак, выпускаемая в саморазрушающихся шприш-дозах «Дифарджект», которые сами по себе являются значительным достижением фармацевтического рынка. В основе конструкции «Дифарджекта» лежит уникальное оригинальное устройство: при приведении шприца в действие специальная резиновая пробка продвигается вперед и попадает в отверстие, снабженное обводными каналами, что обеспечивает стерильность вакцины. Игла покрыта силиконовым слоем и настолько тонка и остро-заточена, что прививаемый почти не ощущает самого укола.

Кроме того, важна и длина иглы. Если в вашем коллективе имеются полные работники, особенно женщины, шприц-доза с короткой иглой, которая используется, например, в вакцине Ваксигрип (15 мм), для них не подойдет, т.к. в их случае вы рискуете ввести вакцину в жировую ткань. К тяжелым последствиям это не приведет, но вот асептическое воспаление сформироваться может (покраснение, припухлость, болезненность и уплотнение в месте укола, длящиеся 1-2 дня). Такие реакции субъективно воспринимаются работниками, как существенное побочное действие препарата, и на следующий год они, скорее всего, откажутся от прививки. Демонстрируя свое опухшее плечо коллегам, они представляют собой живую антирекламу прививочной кампании на предприятии.

Мой личный 10-летний опыт прививочной работы в многотысячном коллективе показал, что идеальной является длина иглы Инфлювака (25 мм), при применении которого, я практически не наблюдал случаев асептического воспаления в месте инъекции. Такой же длинной иглой снабдил в этом году свою сплит-вакцину Бегривак и Новартис (Германия), субъединичная вакцина Агриппал того же производителя по-прежнему выпускается с иглой в 15 мм.

Др. Алексей Яковлев

Предеседатель Национального Общества Прмышленной медицины

Cпециально для сайта Охрана Труда

Обсудить статью на форуме